Когда мы путешествовали по Вьетнаму, познакомились с мотопутешественником Олегом. Он приехал во Вьетнам, купил мотоцикл и к моменту нашей встречи, объездил уже всю страну. Мы провели очень интересную беседу о мотоциклах, Вьетнаме, путешествиях и записали небольшое интервью.

Начало

Я всегда хотел путешествовать. Первоначально я усиленно изучал Таиланд и хотел поехать на год по студенческой визе, учить язык, просто пожить в Бангкоке, прочувствовать Азию и приспособиться к ней. Но моим планам не суждено было сбыться, после смены визовой политики во время военного положения, ценник на языковые школы резко взлетел.

Раньше можно было учиться за 20-25 тысяч батт в год и спокойно жить. То теперь это уже 100-120. С такими ценами сидеть на одном месте и не путешествовать глупо, и я начал искать другие варианты. Решил сначала заехать к другу в Китай, но вышла заморочка с визой, из-за того, что я паспорт получал в другом регионе, я не мог сделать визу у себя дома по стандартной цене и пришлось бы платить больше 10.000 рублей и к тому же ещё и ждать больше 3 недель. Посещение Китая пришлось отложить на неопределённый срок, к тому же я нашёл дешёвые билеты до Хошимина и улетел во Вьетнам.

Мотопутешествие по ЮВА

Про покупку байка

Мотоцикл я приобрёл по очень завышенной цене в 500$, правда ещё по старому курсу. Во Вьетнаме в основном туристы катаются на копиях разного производства старой модели японской Хонды Вин. С одной стороны, мне повезло найти в продаже оригинал. Несколько раз я имел «удовольствие» покататься на копиях, конечно, если привыкнуть, то нормально, но после моего на такие байки садиться тяжело.

Первоначально я очень хотел найти старый советский Минск, и усиленно искал его в интернете, там же случайно наткнулся на одного местного вьетнамца, неплохо говорящего по-английски. Он оказался владельцем магазина мототехники далеко от туристического района, у него не оказалось Минска, зато была оригинальная японская Хонда Вин.

Все копии Хонды Вин продаются по стандартной цене в 250$, причём совершенно независимо от состояния. 250$, и ниже сбрасывать отказываются. При удачном стечении обстоятельств возможно купить и за 150$ у улетающего через полчаса другого туриста. Но это скорее исключение из правил и надеяться на такое не стоит, лучше надеяться на то, что мотоцикл протянет ещё один рейс в 2.500 километров без серьёзных проблем.

Мотопутешествие по ЮВА

Про поломки

Большая часть поломок, в первую очередь, была связана с моим полным незнанием правил эксплуатации мотоцикла. Имея двухстороннюю отвертку и маленький разводной ключ, можно решить 99% мелких проблем, а с серьёзными поломками ничего самостоятельно сделать всё равно не сможешь. Несколько раз я платил за прочистку карбюратора, подтягивание болтов, замену топливного фильтра и за прочие мелочи, но потом я уже знал, что нужно делать, чтобы оживить с виду нерабочий кусок железа. Конечно, и без серьёзных поломок и замен не обошлось, даже машины требуют замены некоторых частей после определённого пробега, так я заменил сначала поршень, а потом и часть двигателя.

Про опыт

Ещё в школе у меня был автоматический скутер, но он большую часть времени проводил в гараже сломанным, да и особого интереса я к нему не испытывал, чего не скажешь о местной авторитетной молодёжи, поэтому катался я на нём исключительно на даче по гравийной дороге. С механикой никаких дел до этого не имел. Очень повезло, что продавец согласился доставить мотоцикл до моего хостела за 10$, иначе я бы просто не доехал. Всего после нескольких вечеров и пары уроков на Youtube, я был готов выдвинуться в дальний путь.

Мотопутешествие по ЮВА

Про защиту

Без защиты лучше не ездить, но я использую только шлем и то только потому, что за его отсутствие полагается штраф и мотоциклетные перчатки. И, конечно, никогда не езжу в тапочках, коротких шортах и майке, даже при глупом падении на 20 км/ч в таком обмундировании придётся расстаться с солидным куском кожи. Главная моя защита — это здравый рассудок и соблюдение правил дорожного движения. 95% аварий происходит именно по причине неадекватного вождения, а от последних 5% всё равно никуда не денешься, случай есть случай.

Была у меня одна авария. Женщина решила проскочить, но не успела и я въехал в неё на солидной скорости. Такого бы не случилось, если бы я не торопился успеть за проскочившими перед машиной друзьями. В итоге я пробил переднее колесо и погнул оба пера вилки.

В городах быстро никто не ездит, слишком много трафика и из любой подворотни может вылезти не глядя какой нибудь лихач. Порой жалко смотреть на «Дукатти», который тащится в общем потоке не более 40 км/ч.
Мотопутешествие по ЮВА

Про полицейских

Говорят, вьетнамские полицейские туристов стараются не трогать. Когда ты соблюдаешь правила и скоростной режим, то тебя могут остановить только при общей проверке, но даже в таком случае никто не хочет связываться с туристом, потому что это долго. В популярных туристических местах же всё по-другому, там дорожная полиция только туристов и тормозит, потому что знает, что у них есть деньги, а причины для штрафа всегда найдутся.

Про затраты

Каждые 500 километров мне обходятся в 10-12$, из которых 3-4$ на бутылку масла, а остальное на бензин. Средняя стоимость хостела 4-5$, но я останавливаюсь в них только когда уже все девайсы разряжены или нужно отдохнуть несколько дней от дороги. В пути я почти всегда ночую в палатке на заправках или в лесу. Иногда на заправках есть wi-fi и так необходимая розетка, и даже приглашают разделить ужин вместе с семьёй.

Лучший завтрак с утра — это овсянка и кружка кофе. 400 граммов овсянки хватает на 5-6 дней и стоит она всего 2$. Стандартный ужин включает в себя рис, овощи и банку рыбы — итого около 1$. Получается, что на целый месяц вполне может хватить и 100$, но чтобы чувствовать себя комфортно, лучше рассчитывать на 200$ в месяц. Когда я приезжал, бензин стоил 21.500 донгов за литр. Сейчас он стоит 15700. Впервые я увидел, что бензин умеет дешеветь. (Курс 21.500 vnd = 1$)

Мотопутешествие по ЮВА

Про снаряжение

Вещей у меня не так много. Больше всего меня раздражает огромное количество всяких проводов и зарядок, от которых избавиться невозможно: зарядка для фотоаппарата, зарядка для ноутбука, зарядка для камеры, зарядка для телефона, провод к жёсткому диску, кабель USB, крепления для камеры, флешки и т.д. А так стандартно, как и в самом обычном путешествии: рюкзак, палатка, спальник, коврик, горелка, одежда, техника и еда, которой, кстати, хватит как минимум на неделю автономного существования. Всегда с собой 5-7 банок рыбы, 1 кг риса, пачка макарон, кофе и 400 граммов овсянки.

Что касается вещей мотоцикла, то тут список обширный. Вожу с собой насос, запасную камеру, монтировки, заплатки, набор ключей, болтов и гаек, но, слава богу, не мне всё это носить.

Про фототехнику

В основном все фотографии сейчас я делаю на простенькую мыльницу, сначала я вообще хотел её выкинуть, но после того как утопил телефон и камера на нём перестала работать, был очень рад, что не принял поспешного решения.

Редко использую китайскую копию Go Pro — SJ4000, в основном только ради селфи и иногда для видео, но снимаю очень мало, после того как сдох экран ноутбука, перебрасывать видео стало некуда, да и негде это монтировать.

Про жильё

Обычно самые дешёвые варианты легко найти на booking или hostelworld. В маленьких городах всегда есть гестхаузы под местным названием Nhga NghI, цена всегда одна, в центре 10$, а чуть подальше можно остановиться за 7,5$. Самые дешёвые варианты — это хостелы.
Мотопутешествие по ЮВА
Но это всё стандартно, думаю гораздо интереснее искать место для палатки в густонаселённом Вьетнаме. Лучше всего начать приглядывать место часа за 1,5-2 до захода солнца, иначе есть большой риск наткнуться на большой город, из которого будет непросто выбраться, да и агломерация вокруг на 30-40 километров явно Вас не порадует. Однажды, я проехал больше 80 километров в почти полной темноте, пока смог найти хорошее место. Что касается именно самого места, то никто Вас не должен видеть, хотя бы ночью, бдительные вьетнамцы могут и полицию и всех своих друзей вызвать и тогда на Вас приедет посмотреть почти вся деревня, но это будет уже совсем другая история.

Про достопримечательности

Самая красивая природа во Вьетнаме находится далеко от стандартного маршрута и пролегает по трассе Hoshiminh Trail через крутые горные серпантины и нетронутые пейзажи. Там действительно красиво, правда, на ненадёжном байке там делать нечего. Если ехать по АН1 (главная магистраль Вьетнама), то через каждые 10-15 километров всегда можно найти механика, а в горах никого нет, особенно если ехать ближе к вечеру, то там даже местные перестают ездить. Однажды я проехал около 100 километров и не встретил вообще никого и ни одной деревни, застрять там можно очень надолго.

Если же говорить об известных достопримечательностях, то это стандартные места, такие как бухта Халонг, рисовые террасы на севере около деревушки Сапа, Paradise Cave в парке Фогня-Кебанг, белые дюны в Муйне и водопады около Далата. Из не очень известных понравилось озеро Ba Be Lake и восхождение на крышу Индокитая, гору Фансипан.

Про трудности

Если честно, то я совсем не ожидал, что придётся настолько долго переезжать между городами. Средняя скорость редко превышает 30-40 километров за час, с учётом остановок на отдых. Например, я выехал из Сапы до Ханоя, проехал весь день практически без остановок, чтобы проехать 400 километров за 13 часов, а последние несколько часов вообще добирался уже при свете фар.

Ночью лучше не ездить, дороги мало где освещены, проезжающие грузовики сильно слепят и едут посередине дороги так, что приходится держаться очень близко к обочине. После того как я налетел на кирпич, больше ночью стараюсь не ездить.

Мотопутешествие по ЮВА

О планах

Сложно говорить о каких-то сроках, когда даже не знаешь, где окажешься завтра. Одно дело планы, но суждено ли им сбыться? В ближайших планах доехать до о.Бали (Индонезия) и провести там как минимум полгода, каждый день заниматься сёрфингом. Но вот шанс переправить туда мотоцикл практически равен нулю.

С байком, конечно, не совсем та свобода. Скорее только больше проблем. Ведь покупка мотоцикла во Вьетнаме незаконна, турист здесь не имеет право водить мотоцикл. И когда у тебя нет ни прав, ни документов, полицейский в любой момент может тебя остановить и конфисковать мотоцикл. А даже если бы были международные права, то они тут не действуют. Документ, который при покупке дают – карточка, в которой даже имени твоего нет.

Про цель

Наверное, просто посмотреть мир. Ну и как пафосно говорится, я уехал в путешествие, чтобы найти себя. Все же возвращаются из своих бешеных кругосветок и начинают вести курсы о том, как постичь себя, о самореализации. Чего только не делают, чтобы хоть как-то извлечь пользу из своего бессмысленного путешествия. Может, я просто пока до этого не дошёл, не знаю. Может, это и правда, и мне просто нужно больше времени, чтобы это осознать. Не знаю, я вот больше бомжом просто становлюсь потихонечку.

Со времени нашей беседы прошло несколько месяцев, за это время Олег на своём байке проехал Лаос, Камбоджу и сейчас находится в Таиланде. Он не останавливается и хочет доехать до Бали, получится ли это у него? Это мы узнаем в будущем, а пока можно следить за приключениями на его странице в VK.

Мотопутешествие по ЮВА